Минфин поддержал предложение о создании в России института частных судебных приставов. Изначально «частники» смогут заниматься взысканием в пользу юридических лиц. Государственные приставы ФССП по-прежнему будут заниматься взысканием в пользу физлиц и государственных органов.
Рекомендация Минфина включена в обзор бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий ФССП. Главное основание для создания института частных приставов – большая нагрузка на государственных приставов по взысканию в пользу госорганов, пишет РБК. В ФССП указывают на то, что фактическая нагрузка на одного пристава превышает в 13.8 раза нормы, установленные Минюстом и Минтрудом. Паче того, работа одного сотрудника обходится бюджету в 715 тысяч рублей.
По мнению аналитиков, передача исполнительного производства в руки частных приставов позволит снизить нагрузку на государственного судебного пристава-исполнителя. Вдобавок, такая мера посодействует существенной оптимизации бюджетных расходов. Эксперты добавляют, что введение института частных приставов позволит улучшить исполнение судебных решений в коммерческом секторе; для этого необходима реализация ряда мероприятий: обдуманное нормативно-правовое регулирование, контроль со стороны государства, четкое разграничение полномочий между государственной и частной системами исполнения.
Как Вы оцениваете целесообразность введения в РФ института частных приставов?
Целесообразность введения подобного института целиком зависит, с одной стороны, от объема полномочий, которым государство планирует наделить частных приставов, а, с другой — от уровня контроля за ними со стороны ФССП. Если законодателю удастся достичь баланса между эффективностью работы частного пристава и надзором за его работой — это, безусловно, будет отличным примером делегирования властных полномочий частным структурам. При этом, увы, нужно быть готовым к тому, что первые несколько лет деятельности новая структура будет проходить трудный путь становления с присущим этому периоду минусами — конфликтами, злоупотреблениями, судебными спорами и неоднократной корректировкой как нормативной, так и правоприменительной базы.